| Программа занятий «Школа приемных родителей»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для формирования у потенциальных приемных родителей готовности к процессу обучения, адаптации, развития, и удовлетворения потребностей ребенка, который будет передан в семью.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
2. Оказание помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:
- в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью;
- в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом;
- в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
3. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
4. Формирование у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
5. Формирование у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
6. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
7. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
8. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
9. Помощь в установлении психологического контакта семьи с несовершеннолетним ребенком, поддержка в преодолении психологических, педагогических проблем, связанных с принятием ребенка в семью.
10. Предоставление возможности обмена опытом, практическими навыками действующих приемных родителей с кандидатами.
11. Оказание замещающей семье, несовершеннолетнему информационной помощи о порядке работы, полномочиях государственных и иных форм деятельности организаций, предприятий, учреждений.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:
Категория клиентов: лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Категория специалистов:
В ходе реализации данной программы задействованы следующие специалисты:
- юрисконсульт;
-психолог
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ:
- Информирование населения о возможностях альтернативных форм семейного воспитания, принятия несовершеннолетнего ребенка в семью на воспитание:
- работа со средствами массовой информации (объявления, статьи в газеты, реклама);
- разработка информационных буклетов, памяток с содержанием краткой информации о Школе кандидатов.
- Работа с кандидатами в приемные родители:
- Первичная социальная и психологическая диагностика кандидатов (анкетирование потенциальных приемных родителей, психологическое интервьюирование, проектные методики).
- Профессиональное обучение кандидатов в приемные родители
- Способствование принятию решения о возможности создания замещающей семьи.
- Изучение, внедрение и распространение как традиционных, так и новых эффективных инновационных форм и методов подготовки замещающих семей.
- Анализ результатов проделанной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ:
В процессе обучения кандидаты в приемные родители получают пакет методических материалов, памяток, необходимых как для самоподготовки, так и для дальнейшего использования в практической деятельности.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- психологическое интервьюирование;
- консультирование;
- адаптированные тесты, опросники;
- проектные методики;
- беседы (групповые, индивидуальные)
- тренинги, групповые упражнения
- встречи за «круглым столом»
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:
- Принятие мотивированного решения кандидатами о возможности создания замещающей семьи.
- Готовность потенциальных приемных родителей к процессу развития, обучения и удовлетворения потребностей ребенка, который будет передан в семью.
- Создание благоприятного психологического климата в будущей замещающей семье.
- Успешная адаптация, развитие и обучение ребенка, находящегося в замещающей семье.
ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ, ЖЕЛАЮЩИМ
ПРОЙТИ ОБУЧЕНИЕ:
В группу для обучения зачисляются лица, прошедшие процедуру социальной и психологической диагностики. Кандидатами в приемные родители могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- кровных родителей;
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- опекунов (попечителей) отстраненных от обязанностей за ненадлежащее исполнение, возложенных на них обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лиц, которые по состоянию здоровья, в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ, не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка;
- лиц, не располагающих необходимыми жилищно-бытовыми условиями для приема детей в семью.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Подготовительный этап. Рассчитан на 4 часа обучения
- оценка готовности, способности и потенциала лиц, желающих принять на воспитание ребенка, отбор кандидатов в приемные родители для дальнейшего участия в программе;
- подготовка пакета методических и нормативно-правовых документов;
На данном этапе задействован психолог Центра.
Программа рассчитана на 50,5 часов обучения.
Учебно тематический план
№
п/п
|
Разделы
|
Кол-во академических часов
|
Форма контроля
|
Всего
|
в том числе
|
Лекции
|
Семинары, тренинги
|
Собеседование (консультации)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
|
4
|
2
|
|
2
|
Структу-рирован-ное
интервью
|
2
|
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
|
4
|
2
|
2
|
|
|
3
|
Этапы развития ребенка
|
4
|
1
|
3
|
|
|
4
|
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка
|
4
|
1
|
3
|
|
|
5
|
Последствия от разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной и семейной идентичности)
|
5
|
1
|
4
|
|
|
6
|
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
|
6
|
1
|
5
|
|
|
7
|
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
|
6
|
|
6
|
|
|
8
|
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
|
4
|
1
|
3
|
|
|
9
|
Особенности полового воспитания приемного ребенка
|
3
|
1
|
2
|
|
|
10
|
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
|
4
|
1
|
3
|
|
|
11
|
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
|
2
|
2
|
|
|
|
12
|
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
|
2
|
1
|
1
|
|
|
13
|
Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
|
2
|
|
2
|
|
|
14
|
Итоговая аттестация
|
0,5
|
|
|
0,5
|
Анкетирование
|
15
|
Всего
|
50,5
|
14
|
34
|
2,5
|
|
|
|
|
| |